МБДОУ Детский сад № 78 «Колокольчик» г. Симферополя РК

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 78 «Колокольчик» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

ТАТА́РЫ (са­мо­на­зва­ния – та­тар, та­тар­лар), тюр­коя­зыч­ный на­род, вто­рой по чис­лен­но­сти на­род Рос­сии. Чис­лен­ность 5,3 млн. чел. (2010, пе­ре­пись). Вы­де­ляют­ся три осн. эт­но­тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы: вол­го-ураль­ские Т., ас­т­ра­хан­ские Т. и та­та­ры си­бир­ские. Вол­го-ураль­ские Т. со­став­ля­ют осн. на­се­ле­ние Та­тар­ста­на (св. 2 млн. чел.); об­ра­зу­ют так­же ком­пакт­ные груп­пы: че­пец­кие (ка­рин­ские) Т. на се­ве­ре Уд­мур­тии (98,8 тыс. чел.) и вос­то­ке Ки­ров­ской обл. (36,5 тыс. чел.); ка­си­мов­ские Т. в Ря­зан­ской обл. (4,9 тыс. чел.); ми­ша­ри в Ни­же­го­род­ской обл. (44,1 тыс. чел.), Мор­до­вии (43,4 тыс. чел.), Пен­зен­ской (86,4 тыс. чел.) и Уль­я­нов­ской (149,9 тыс. чел.) об­ла­стях, в Ма­рий Эл (38,4 тыс. чел.), Чу­ва­шии (34,2 тыс. чел.), Са­ра­тов­ской (52,9 тыс. чел.), Са­мар­ской (126,1 тыс. чел.) об­ла­стях; при­ураль­ские Т. на юге Перм­ско­го края (115,5 тыс. чел.), за­па­де и се­ве­ре Баш­кор­то­ста­на (св. 1 млн. чел.), в Орен­бург­ской (151,5 тыс. чел.), Че­ля­бин­ской (180,9 тыс. чел.), Кур­ган­ской (св. 17 тыс. чел.), Сверд­лов­ской (143,8 тыс. чел.) об­лас­тях; сре­ди них вы­де­ля­ет­ся так­же эт­но­кон­фес­сио­наль­ная груп­па кря­шен. Ас­т­ра­хан­ские Т. в Ас­т­ра­хан­ской обл. (60,5 тыс. чел.) и на юго-вос­то­ке Вол­го­град­ской обл. (24,6 тыс. чел., в осн. в Ле­нин­ском и Свет­ло­яр­ском рай­онах) де­лят­ся на под­груп­пы ала­бу­гат­ских, юр­тов­ских Т. и ка­ра­га­шей; близ­ки к но­гай­цам. Си­бир­ские Т. жи­вут в Тю­мен­ской обл. (240 тыс. чел.), в т. ч. 108,9 тыс. чел. в Хан­ты-Ман­сий­ском ав­то­ном­ном окр., в Ом­ской (41,9 тыс. чел.), Но­во­си­бир­ской (24,2 тыс. чел.), Том­ской (св. 17 тыс. чел.), Ке­ме­ров­ской (40,2 тыс. чел.) об­лас­тях, в Крас­но­яр­ском крае (34,8 тыс. чел.). Жи­вут так­же в Мо­ск­ве (149 тыс. чел.) и Моск. обл. (56,2 тыс. чел.), С.-Пе­тер­бур­ге (30,9 тыс. чел.), за пре­де­ла­ми РФ – в Ка­зах­ста­не (204,2 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Уз­бе­ки­ста­не (св. 200 тыс. чел. – 2013, оцен­ка), на Ук­раи­не (73,3 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись), в Азер­бай­джа­не (25,9 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Турк­ме­нии (36,4 тыс. чел. – 1995, пе­ре­пись), Кир­ги­зии (31,5 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Тад­жи­ки­ста­не (6,5 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на та­тар­ском язы­ке, си­бир­ские Т. – на си­бир­ско-та­тар­ском язы­ке, ас­т­ра­хан­ские – на ала­бу­гат­ских та­тар язы­ке и ас­т­ра­хан­ских но­гай­цев-ка­ра­га­шей язы­ке; рас­про­стра­нён рус. яз. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

История казанских татар начинается около 1236 года, когда Волжская Булгария присоединяется к составу Золотой Орды. Несколько позднее, когда Орда распадается, на её землях появляются отдельные ханства. Именно тогда происходит образование Казанского ханства.

Такие перемены способствуют формированию нового народа, который сегодня мы называем казанскими татарами. Но если XIII век был лишь зарождением этноса, то позднее, в XV-XVI веках, происходит формирование казанских татар как народа. Большая часть представителей народности занималась земледелием, что позволяли климат и почвы региона.

С давних времён казанские татары любят сочинять песни, играть на народных музыкальных инструментах, исполнять старинные мелодии. Исламское влияние стало причиной появления нового музыкального жанра – татарских песен с мусульманскими напевами.

Интересно, что популярной техникой исполнения у татар является принцип “один инструмент – один голос”. Это ярко выделяет их песни даже тогда, когда мелодии исполняются на привычных русских инструментах.

За долгую и богатую историю у татар Казани появилось немало традиций, связанных с определёнными праздниками. Для их определения люди используют два слова: гает (означает религиозные торжества) и бэйрэм (применяется к именованию народных светских празднеств).

К первым принадлежит один из главнейших праздников мусульман – Рамадан. Все татары Казани в этот период соблюдают строгий пост, от восхода до заката солнца запрещается пить, есть, курить, развлекаться. Считается, что в Рамадан необходим посвятить себя размышлениям и благочестивым мыслям.

Среди народных праздников особое место занимают торжественные дни календарного цикла. Например, к ним относится Боз карау, что переводится как “смотреть лёд”. Посвящён этот праздник ледоходу, что по весне появляется на реках. Боз карау татары считают вестником весны и скорого прихода тёплых деньков.

Наиболее массовым и популярным у казанских татар в наше время является Сабантуй. Этот праздник связан с началом полевых работ (название переводится как “Праздник Плуга”). На Сабантуй татары устраивают всевозможные развлечения, конкурсы и соревнования. Этот праздник стал одним из символов культуры татарского народа.

Источник: Большая российская энциклопедия

Источник: https://musaget.ru/kazanskie-tatary-kto-takie

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов