МБДОУ Детский сад № 78 «Колокольчик» г. Симферополя РК
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 78 «Колокольчик» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
МБДОУ Детский сад № 78 «Колокольчик» г. Симферополя РК
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 78 «Колокольчик» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
ТАТА́РЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. Численность 5,3 млн. чел. (2010, перепись). Выделяются три осн. этнотерриториальные группы: волго-уральские Т., астраханские Т. и татары сибирские. Волго-уральские Т. составляют осн. население Татарстана (св. 2 млн. чел.); образуют также компактные группы: чепецкие (каринские) Т. на севере Удмуртии (98,8 тыс. чел.) и востоке Кировской обл. (36,5 тыс. чел.); касимовские Т. в Рязанской обл. (4,9 тыс. чел.); мишари в Нижегородской обл. (44,1 тыс. чел.), Мордовии (43,4 тыс. чел.), Пензенской (86,4 тыс. чел.) и Ульяновской (149,9 тыс. чел.) областях, в Марий Эл (38,4 тыс. чел.), Чувашии (34,2 тыс. чел.), Саратовской (52,9 тыс. чел.), Самарской (126,1 тыс. чел.) областях; приуральские Т. на юге Пермского края (115,5 тыс. чел.), западе и севере Башкортостана (св. 1 млн. чел.), в Оренбургской (151,5 тыс. чел.), Челябинской (180,9 тыс. чел.), Курганской (св. 17 тыс. чел.), Свердловской (143,8 тыс. чел.) областях; среди них выделяется также этноконфессиональная группа кряшен. Астраханские Т. в Астраханской обл. (60,5 тыс. чел.) и на юго-востоке Волгоградской обл. (24,6 тыс. чел., в осн. в Ленинском и Светлоярском районах) делятся на подгруппы алабугатских, юртовских Т. и карагашей; близки к ногайцам. Сибирские Т. живут в Тюменской обл. (240 тыс. чел.), в т. ч. 108,9 тыс. чел. в Ханты-Мансийском автономном окр., в Омской (41,9 тыс. чел.), Новосибирской (24,2 тыс. чел.), Томской (св. 17 тыс. чел.), Кемеровской (40,2 тыс. чел.) областях, в Красноярском крае (34,8 тыс. чел.). Живут также в Москве (149 тыс. чел.) и Моск. обл. (56,2 тыс. чел.), С.-Петербурге (30,9 тыс. чел.), за пределами РФ – в Казахстане (204,2 тыс. чел. – 2009, перепись), Узбекистане (св. 200 тыс. чел. – 2013, оценка), на Украине (73,3 тыс. чел. – 2001, перепись), в Азербайджане (25,9 тыс. чел. – 2009, перепись), Туркмении (36,4 тыс. чел. – 1995, перепись), Киргизии (31,5 тыс. чел. – 2009, перепись), Таджикистане (6,5 тыс. чел. – 2010, перепись). Говорят на татарском языке, сибирские Т. – на сибирско-татарском языке, астраханские – на алабугатских татар языке и астраханских ногайцев-карагашей языке; распространён рус. яз. Верующие – мусульмане-сунниты.
История казанских татар начинается около 1236 года, когда Волжская Булгария присоединяется к составу Золотой Орды. Несколько позднее, когда Орда распадается, на её землях появляются отдельные ханства. Именно тогда происходит образование Казанского ханства.
Такие перемены способствуют формированию нового народа, который сегодня мы называем казанскими татарами. Но если XIII век был лишь зарождением этноса, то позднее, в XV-XVI веках, происходит формирование казанских татар как народа. Большая часть представителей народности занималась земледелием, что позволяли климат и почвы региона.
С давних времён казанские татары любят сочинять песни, играть на народных музыкальных инструментах, исполнять старинные мелодии. Исламское влияние стало причиной появления нового музыкального жанра – татарских песен с мусульманскими напевами.
Интересно, что популярной техникой исполнения у татар является принцип “один инструмент – один голос”. Это ярко выделяет их песни даже тогда, когда мелодии исполняются на привычных русских инструментах.
За долгую и богатую историю у татар Казани появилось немало традиций, связанных с определёнными праздниками. Для их определения люди используют два слова: гает (означает религиозные торжества) и бэйрэм (применяется к именованию народных светских празднеств).
К первым принадлежит один из главнейших праздников мусульман – Рамадан. Все татары Казани в этот период соблюдают строгий пост, от восхода до заката солнца запрещается пить, есть, курить, развлекаться. Считается, что в Рамадан необходим посвятить себя размышлениям и благочестивым мыслям.
Среди народных праздников особое место занимают торжественные дни календарного цикла. Например, к ним относится Боз карау, что переводится как “смотреть лёд”. Посвящён этот праздник ледоходу, что по весне появляется на реках. Боз карау татары считают вестником весны и скорого прихода тёплых деньков.
Наиболее массовым и популярным у казанских татар в наше время является Сабантуй. Этот праздник связан с началом полевых работ (название переводится как “Праздник Плуга”). На Сабантуй татары устраивают всевозможные развлечения, конкурсы и соревнования. Этот праздник стал одним из символов культуры татарского народа.
Источник: Большая российская энциклопедия