МБДОУ Детский сад № 78 «Колокольчик» г. Симферополя РК

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 78 «Колокольчик» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Не́мцы [буквально – немые, не говорящие на понятном языке; самоназвание – Deutsche, от древневерхненемецкого diutisc – народный; в Средние века название стало смешиваться с обозначением древнегерманского племени тевтонов (teutoni)], народ, основное население Германии. Численность 83 млн человек (2019, оценка). При статистических подсчётах в Германии «немцы» – не этническое понятие, а «обладатели немецкого паспорта», т. е. граждане страны.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2017 г., 3,4 млн немецких граждан живёт за границей, из них 1,9 млн имеют место работы, в том числе на ответственных позициях, – в США (1,1 млн), Швейцарии и Великобритании (по 270 тыс.), Франции, Италии и Испании (по 200 тыс.). Около 140 тыс. немцев обучаются за пределами Германии. Приблизительно 700 тыс. немцев проживают в курортных регионах мира, в том числе на Балеарских о-вах (15 тыс.), Канарских о-вах (27 тыс.), в США, Швейцарии, Австрии, из них 230 тыс. немецкое пенсионное страхование выплачивает пенсии, заработанные в Германии.

В странах Центральной и Юго-Восточной Европы исторически сложившиеся группы немцев имеются в Венгрии (62,1 тыс. человек – 2001, перепись), Румынии (36 тыс. человек – 2013, перепись), Польше (109 тыс. человек, из них 84 тыс. человек смешанного происхождения – 2011, перепись; живут в основном в Опольском и Силезском воеводствах на юго-западе, а также в Варминьско-Мазурском воеводстве на северо-востоке Польши, главным образом в Ольштынском повете), Чехии (18,8 тыс. человек – 2011, перепись), Дании (до 20 тыс. человек – 2012, оценка, преимущественно в области Северный Шлезвиг; говорят на нижненемецком диалекте), Словакии (4,7 тыс. человек – 2011, перепись).

Немцы живут также в России (394,1 тыс. человек, главным образом в Сибири: в Алтайском крае 50,7 тыс. человек, Омской области 50,1 тыс. человек, Новосибирской области 30,9 тыс. человек, Кемеровской области 23,1 тыс. человек, Красноярском крае 22,4 тыс. человек, Тюменской области 20,7 тыс. человек, Челябинской области 18,7 тыс. человек – 2010, перепись), Казахстане (178,4 тыс. человек – 2021, перепись) и др.

Говорят на немецком языке. Верующие – католики, лютеране, реформаты, баптисты и др.

Костюм

Немецкий народный костюм складывается в 16–17 вв., впитывая влияния придворной и городской моды. Традиционная мужская одежда – штаны (хозе), рубаха (хемд), безрукавка (брусттух, весте) и куртка (киттель), женская – рубаха, юбка (рок) с передником (шюрце), корсаж (мидер) и кофта (эрмельякке, спенсер, мутцен); иногда надевали одну на другую несколько рубах и юбок, чтобы нижняя была видна из-под верхней. Основная обувь – сапоги; в приморских районах, в Рейнланде и Вестфалии была распространена деревянная обувь. Головной убор – шляпы и шапки разных форм, у женщин – платки (иногда повязанные в виде тюрбана; с помощью каркаса ему могли придавать сложную форму) и чепцы. В конце 19 в. возникает мода на альпийскую охотничью одежду и женский костюм, состоящий из белой блузки, платья с корсажем и широкой юбкой и фартука (дирндль).

Кухня

На юге преобладают блюда из варёного теста (клёцки – шпетцле, лапша – нудельн), на севере и западе – из картофеля («второй хлеб»). До распространения картофеля основное место в питании крестьян занимали репа, горох, мучнистые похлёбки, каши. Хлеб у бедняков пекли из овса, у состоятельных немцев – из ржи и пшеницы; позднее ржаной хлеб предпочитали на севере, пшеничный – на юге. В деревнях хлеб пекли в общественной печи (баккхаус, баккофен). В праздничной кухне важны блюда из свинины (тушёная рулька с кислой капустой – айсбайн, котлеты, отбивные, жаркое в соусах, братвурст – колбаска из свинины на гриле), колбасы и сосиски (кровяные – ротвурст, блутвурст; ливерная – лебервурст; зельц; копчёные – кнакквурст, ройхервурст; маринованное мясо – зауэрфлайш и т. д.). В животноводческих районах производят масло и сыры, крупнейший район сыроварения – Альгойские Альпы в Баварии. На побережье в рационе преобладает солёная, маринованная или копчёная рыба (угорь, сельдь, морской окунь, камбала). Для севера и запада характерны контрастные сочетания сладкого (маринованные с сахаром капуста, груши, яблочное пюре, брусника, сладкие маринады) с мясной или рыбной пищей. Традиционный напиток – пиво, в винодельческих районах юга и запада (Рейнланд, Мозель, Гессен, Баден, Франкония, в низовьях Майна – «франконская Тоскана»), а также частично востока (Зальфельд в Тюрингии) – сухое и полусладкое вино, в Гессене и области Трира – яблочное вино с минеральной водой (вайншорле). Крепкие алкогольные напитки – зерновая (корн), фруктовая (шнапс) и происходящая из Юго-Западной Германии черешневая (киршвассер) водка. Распространено потребление кофе, во Фрисландии под английским влиянием – чай из широких чашек английского фарфора со сливками и карамельным сахаром (кандис-цукер).

Праздники

Зимний цикл открывается Днём святого Мартина (11 ноября). В этот день устраивали шествия с ряженым всадником на белом коне (символизирующем первый снег), жгли костры (мартинсфойер), позднее – устраивали фейерверки и процессии с факелами или с долблёными тыквами (в 20 в. – с бумажными фонариками) со свечой внутри. Обычаи Мартинова дня распространены в католических областях (Баден-Вюртемберг, Рейнланд, Бавария), в 20 в. устройством праздника занимались специальные общества (мартинсферайн). В протестантских областях он приурочен к 10 ноября – дню рождения М. Лютера, когда проводят шествия детей с фонариками (латерненфест). После Мартинова дня до Рождества заготавливают на зиму мясо и колбасы, проходят праздники забоя скота (шлахтфест), сопровождающиеся обильной совместной трапезой.

Важнейший праздник зимнего цикла – Рождество. Именно из Германии происходят получившие позднее повсеместное распространение рождественские символы – наряженная ёлка (вайнахтсбаум, кристбаум, первоначально в протестантских областях), рождественский венок со свечами (адвентскранц) и образ рождественского дарителя («деда Мороза», Вайхнахтсман), который отчасти слился с образом другого дарителя – святого Николая Мирликийского (Nikolaus, Klaus), почитание которого как покровителя детей и дарителя подарков под влиянием Реформации было перенесено с 6 на 25 декабря (Санта-Клаус). В католических областях Германии сохраняется образ святого Николая – епископа; по домам ходил одетый в его костюм человек (иногда в сопровождении слуги – «кнехта Рупрехта» в вывернутом тулупе или покрытого гороховой соломой, с розгами в руках), спрашивал родителей о поведении детей, проверял знание ими молитв и песен, дарил подарки или бил розгами непослушных. До 1-й мировой войны в Северной Германии устраивались святочные шествия ряженых парней («трещоточник», «аист», «медведь с поводырём», «цыган», «солдат», всадник на белом коне), которые врывались в дома односельчан, шумели, пугали девушек, пели колядки, требуя даров, иногда сами приносили мелкие подарки.

Во время швабско-алеманнского карнавала (Фаснет) в Баден-Вюртемберге (наиболее знамениты ротвайльский и филлингенский Фаснеты) проводились шествия ряженых шутов (нарры; буквально – дураки; для костюма характерны деревянные смеющиеся маски, растительные и зооморфные символы, бубенцы). Темой карнавальных представлений в западных и юго-западных районах (Рейнланд, Майнц, Саар; наиболее известны кёльнский и майнцский карнавалы) служили злободневные политические сюжеты; ныне политический подтекст ушёл в тематику баварского карнавала (Фашинг).

Храмовые праздники, связанные с днём освящения местной церкви (Кирхмессе, Кирмес, Кирхвайфест, Кирта, Керва), продолжаются от 3 до 7 дней. Они стали особенно распространены в ФРГ после 2-й мировой войны в связи с бурным строительством новых церквей. В 19 – начале 20 вв. на Кирмес устраивали шествия кнехтов и крестьянских парней от деревенской таверны в замок, позднее – организованных коллективов (обществ стрелков, пожарных дружин, музыкальных оркестров и т. д.) в униформе со знаками отличия и наградами; на площади ставят «храмовое дерево» (кирхвайхбаум, кервабаум) – ель с отёсанным стволом и оставленными на верхушке несколькими ветвями кроны, украшенную еловым венком с лентами и гербами ремесленных цеховых объединений.

Фольклор

Немецкий фольклор вобрал в себя традиции, восходящие к Средневековью. Включает сказки о животных, юмористические рассказы (шванк), волшебные легенды и сказки (о лесных и водяных духах, о гномах и великанах, привидениях; о «диком охотнике», ездящем по лесам на коне в сопровождении собак – образ, восходящий к образу Вотана; в некоторых областях во главе «дикой охоты» стояла женщина – Фрау Хольда, Фрау Холле, Хульда, Герта, Гоуд, – имеющая также облик рождественского персонажа – Госпожи Метелицы, Тёмной Бабушки, Берты, Берхты, Перхты, покровительницы материнства, сирот, прядения), исторические предания (о Теодорихе Великом – Дитрихе Бернском, о Фридрихе I Барбароссе, прусском короле Фридрихе II Великом и др.). В 19 в. эти сюжеты были обработаны В. Гауфом и братьями Гримм, повлияли на литературу немецкого романтизма. Ранняя профессионализация музыки и поэзии (в 8–9 вв. в немецких землях появились монастыри – центры церковной музыки, с 11 в. известно искусство вагантов) привела к значительной роли авторского начала в народной музыкально-поэтической культуре. С немецкой фольклорной традицией связан ранний этап творчества миннезингеров (12 в.). В Средневековье появился книжный жанр – «песенник» (лидербух); подобные рукописные и с середины 15 в. также печатные книги содержали авторские песни (одноголосные и многоголосные) с текстами на немецком языке; роль фольклорного элемента в них неопределённа. В период, предшествовавший Реформации, создавались паралитургические песни на немецком языке, мелодии которых частично заимствованы из фольклора, при М. Лютере эти песни введены в богослужение в качестве общинных песен и стали называться «духовными» (протестантский хорал); ныне около 800 духовных песен образуют общеупотребительную у лютеран «Книгу церковных евангелических песен» («Evangelisches Kirchengasangbuch»; указаны только авторы текстов), причём они считаются «истинно народными». Важные специфические черты немецкого музыкального фольклора Нового времени, охватывающего песни, инструментальные пьесы, танцевальную музыку, утвердились в европейской академической музыке и неотделимы от неё (в основном начиная с Й. Гайдна); это многоголосие (полифоническое и гомофонно-гармоническое), мажорно-минорная тональность, тактовая метрика. Характерные формы бытовой музыки и танца – лендлер, вальс, полька. (Образцы «немецких народных танцев» – в творчестве Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других; многочисленные обработки немецких народных песен принадлежат И. Брамсу.) Специфическая форма устной народной культуры, сохранившаяся у южных баварцев (а также у австрийцев и швейцарцев), – пастушеские йодли. В сельском и городском быту широко распространены «песенники» (Liederbücher) с текстами светского содержания (могут содержать только тексты, только мелодии, тексты с аккордовой цифровкой, тексты с мелодиями), которые используются для совместного музицирования.

Источник: Большая российская энциклопедия

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов